• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Часто задаваемые вопросы

  1. Что такое Рамочная программа исследований и разработок Европейского союза (РП)?
  2. Каковы основные цели РП7?
  3. Кто принимает решения о расходовании выделенных на науку средств и на каком основании?
  4. В чем отличие РП7 от предыдущих рамочных программ?
  5. Каков общий бюджет РП7 и как он распределяется?
  6. Каковы основные приоритеты РП7?
  7. Каковы общие правила участия и условия участия российских ученых и организаций?
  8. Что такое конкурсы заявок?
  9. На получение какой суммы я могу рассчитывать, если моя заявка будет выбрана для финансирования?
  10. Кто может обращаться за поддержкой ЕС? Кто имеет реальный шанс получить ее?
  11. Странствующие ученые – неотъемлемая часть истории европейской науки. Чем вызваны столь значительные вложения ЕС в финансирование мобильности ученых?
  12. Что представляют из себя акции Мари Кюри - Программа "Кадры"?
  13. Каковы условия участия российских организации и отдельных ученых в программе "Кадры"?
  14. Как подготовить заявку на участие в программе "Кадры"?
  15. Часто задаваемые вопросы по программе "Кадры"

Что такое Рамочная программа исследований и разработок Европейского союза (РП)?

РП является основным инструментом, используемым ЕС для финансирования исследований в Европе. Европейская Комиссия готовит проект РП, который принимается совместно Советом министров и Европарламентом. РП охватывает пятилетний период, при этом последний год предыдущей РП и первый год последующей совпадают. Рамочные программы осуществляются начиная с 1984 г. Седьмая РП (РП7) вступила в действие с 1 января 2007 г.

Каковы основные цели РП7?

РП7 должна способствовать созданию «Европейского научного пространства» (ЕНП, European Research Area - ERA). ЕНП – это будущее европейской науки, внутренний рынок для науки и технологий. ЕНП будет стимулировать научные достижения, конкурентоспособность и инновации путем укрепления сотрудничества и координации между участниками на всех уровнях. Поскольку зависимость экономического роста от развития науки постоянно увеличивается, многие из ныне существующих и будущих проблем, встающих перед промышленностью и обществом, не могут быть решены только на национальном уровне. На саммите в Лиссабоне в марте 2000 г. главы государств и правительств призвали к активизации европейских научных усилий путем создания ЕНП. РП является финансовым инструментом, который поможет сделать Европейское научное пространство реальностью.

Кто принимает решения о расходовании выделенных на науку средств и на каком основании?

После того, как РП одобрена Советом министров и Парламентом, ответственность за ее выполнение возлагается на Европейскую Комиссию. В РП не существует «национальных квот» на финансирование. Соблюдаются следующие основные принципы финансирования:

  • ЕС финансирует только проекты с участием нескольких партнеров из разных стран;
  • финансовые средства ЕС распределяются через «конкурсы заявок», регулярно объявляемые Комиссией;
  • РП финансирует только те проекты, тематика и задачи которых соответствуют приоритетам конкурса;
  • качество и техническая значимость проектов, представленных с целью получения финансирования, оценивается внешними независимыми экспертами; в оценке каждой заявки принимают участие, в среднем, пять экспертов;
  • средства РП не являются дотациями, выдаваемыми научным организациям и компаниям, они могут использоваться только для выполнения точно оговоренной работы или научных разработок.

В чем отличие РП7 от предыдущих рамочных программ?

Предшествующие РП способствовали развитию культуры научного и технического сотрудничества между различными странами ЕС и достижению хороших научных результатов. Однако они не дали долговременного импульса для более эффективного взаимодействия на европейском уровне. Поэтому РП7 была пересмотрена и изменена в соответствии со следующими задачами:

  • акцент на приоритетные тематические направления научных исследований, а не на «инструменты»;
  • существенное упрощение функционирования программы;
  • в значительной степени учет требований промышленности при проведении исследований, с помощью специально разработанной схемы «Технологические платформы и совместные технологические инициативы»;
  • создание Европейского исследовательского совета, осуществляющего финансирование европейских передовых фундаментальных исследований;
  • осуществление международного сотрудничества по всем направлениям РП7;
  • развитие «Регионов знаний» - комплексов региональных научных центров, потенциал которых не ограничивается национальными рамками;
  • возможность разделения финансовых рисков;
  • стимулирование частных инвестиций в перспективные научно-исследовательские направления

Каков общий бюджет и как он распределяется?

Бюджет РП7 составляет 50 521 млн. евро. 2751 млн. евро будет израсходовано на ядерные исследования в рамках программы ЕВРАТОМ.

Каковы основные приоритеты РП7?

РП7 направлена на концентрацию и интеграцию исследований на европейском уровне, структурирование и укрепление основ ЕНП.

Структура РП7 включает основные блоки:
  • Сотрудничество (Соoperation)
  • Идеи (Ideas)
  • Кадры (People)
  • Возможности (Capacities)

Программа «Сотрудничество» с бюджетом 32 365 млн. евро предусматривает проведение совместных исследований научными организациями из разных стран. Международное сотрудничество между ЕС, ассоциированными государствами и странами, не входящими в состав ЕС, в том числе и Россией, является важной составляющей этой деятельности. Данный компонент объединяет прикладные исследования и промышленную сферу и состоит из четырех подпрограмм:

Совместные исследования представляют собой большую часть и основу финансирования исследований со стороны ЕС (Collaborative Research) Технологические платформы и совместные технологические инициативы будут в основном создаваться на основе работы, ведущейся различными Европейскими Технологическими Платформами, которые объединяют прикладные исследования, имеющие приоритетное промышленное значение (Technological Platforms & Joint Technological Initiatives) Координация национальных исследовательских программ за пределами Сообщества (Coordination of National Research Programmes) Международное сотрудничество со странами, не входящими в состав ЕС (третьими странами) в рамках десяти приоритетных тематических направлений.

«Сотрудничество» подразделяется на 10 приоритетных тематических направлений:

  • Здравоохранение
  • Продукты питания, сельское хозяйство и биотехнологии
  • Информационные и коммуникационные технологии
  • Нанонауки и нанотехнологии, материалы и новые производственные технологии
  • Энергетика
  • Окружающая среда (включая изменение климата)
  • Транспорт (включая аэронавтику)
  • Социальные, экономические и гуманитарные науки
  • Безопасность
  • Исследования космоса

Бюджет программы «Идеи» составляет 7,4 млрд. евро. Для ее реализации создан Европейский исследовательский совет. Задача программы – усилить динамичность, творческую составляющую и повысить европейскую научно-исследовательскую деятельность на передовых рубежах знаний во всех научных и технологических сферах, включая технические, социально-экономические и гуманитарные науки, а также науки о жизни.

На реализацию программы «Кадры» выделено 4,7 млрд. евро. Она направлена на количественное и качественное совершенствование кадровых ресурсов в сфере научных исследований и технологий в Европе и будет выполняться с помощью Программы Марии Кюри (Marie Curie Actions). Цель программы состоит в том, чтобы значительно увеличить мобильность европейских исследователей, облегчить установление контактов между научными и промышленными центрами, упрочить связь между системами управления исследовательской деятельностью, действующими в разных странах Европейского союза.

Программа «Возможности» с бюджетом 4,2 млрд. евро направлена на совершенствование всей исследовательской инфраструктуры (Research Infrastructures) и увеличение потенциала европейских регионов (Regions of knowledge). Целями программы являются:

  • Поддержка исследовательской деятельности для развития малого и среднего бизнеса (Small Medium Enterprises, SMEs)
  • Стимулирование повышение исследовательского потенциала всего Европейского Союза в его расширенном составе (Research Potential of Convergence Regions)
  • Построение эффективного и демократичного европейского общества знаний (Science in Society)
  • Осуществление международного сотрудничества (International Co-operation) в рамках программ «Сотрудничество», «Кадры» и «Возможности»

Каковы правила участия?

«Правила участия» представляют собой правила, регулирующие практическую реализацию всей научной деятельности ЕС в рамках РП. В «Правилах» содержится подробная регламентация таких вопросов, как:

  • вид и страна происхождения организаций, которые могут обращаться за финансированием ЕС;
  • минимальное количество участников, необходимое для составления заявки, чтобы проект имел право на поддержку со стороны ЕС;
  • инструменты, которые будут использоваться в РП;
  • тип финансирования для каждого отдельного проекта;
  • принципы оценки поданных заявок;
  • правила составления контрактов, которые Комиссия предложит подписать авторам успешных заявок;
  • правила распространения и использования научных результатов, полученных в рамках финансируемых ЕС проектов и т.д.

Конкретные правила для различных конкурсов и типов проектов могут варьироваться. Их следует внимательно изучать по конкурсной документации и программным документам. Как правило, в консорциум должно входить не менее трех организаций из стран-членов ЕС или ассоциированных государств, российские участники являются дополнительными к минимальному консорциуму.

Что такое конкурсы заявок?

Бюджет РП составляют деньги налогоплательщиков, поэтому осуществление РП должно быть открытым и прозрачным процессом, обеспечивающим равный доступ и справедливое отношение ко всем заявителям. Эта цель достигается через публикацию объявлений о конкурсах заявок в «Официальном журнале» ЕС и на соответствующих Интернет-сайтах Комиссии. У научных коллективов и консорциумов, желающих подать заявку в ответ на извещение о конкурсе, обычно есть не менее трех месяцев для разработки и подачи заявки. После получения заявок, на первом этапе они проверяется их соответствие следующим критериям:

  • Была ли заявка подана до истечения срока подачи?
  • Имеют ли партнеры право на финансирование от ЕС?
  • Работают ли партнеры в странах, имеющих право на участие в конкурсе?
  • Является ли тематика предложенных исследований соответствующей требованиям конкурса?
  • Было ли уделено должное внимание этическим аспектам предлагаемых исследований?

После этого научно-техническое качество предложенного проекта оценивают независимые эксперты, которые представляют Комиссии окончательный список проектов, рекомендуемых для финансирования.

На получение какой суммы я могу рассчитывать, если моя заявка будет выбрана для финансирования?

Размеры суммы могут значительно варьироваться в зависимости от типа проекта, числа партнеров, целей и масштаба проводимых исследований. Выполнение задачи Комиссии, которая заключается в концентрации усилий и создании необходимой критической массы путем объединения усилий, приведет к укрупнению проектов, консорциумов и тем самым к увеличению финансирования для каждого из партнеров по проекту. Тем не менее, Комиссия продолжит оказание соответствующей поддержки малым и средним предприятиям (SMEs) и малым проектам, но также более согласованным и скоординированным образом.

Кто может обращаться за поддержкой ЕС?

Любое физическое или юридическое лицо, учрежденное в соответствии с национальным, международным законодательством или законодательством ЕС, может обратиться за поддержкой и получить ее.

На практике это означает, что университеты, исследовательские институты, малые, средние предприятия и крупные компании имеют равные права, также как и потенциальные пользователи технологий и их приложений. Разумеется, все они должны соответствовать основным требованиям участия в конкурсах. РП не предназначена исключительно ни для академических учреждений, ни для крупных национальных или международных компаний.

Странствующие ученые – неотъемлемая часть истории европейской науки. Чем вызваны столь значительные вложения ЕС в финансирование мобильности ученых?

Поддержка мобильности ученых, и тем самым поддержка их обучения, началась не с РП7. Программы мобильности были одним из наиболее успешных направлений в прошлых рамочных программах. Главным недостатком этой деятельности в прошлом (как и недостатком прочих акций предыдущих РП) являлось то, что она не была частью единой, масштабной общей концепции. Этот недостаток планируется устранить. Будущая программа не будет ограничиваться участием докторантов или получивших степень; она будет открыта для заявителей из третьих стран; будет нацелена на противостояние утечке мозгов, активно содействуя возвращению в Европу европейских ученых, работающих в других странах; учреждения смогут запрашивать финансирование для приглашения зарубежных ученых, равно как и ученые, которые хотят работать в лабораториях за пределами родной страны. И последнее, но не менее важное: новая схема будет направлена на решение всех структурных проблем, которые препятствовали мобильности ученых. Это касается как социального обеспечения, налогообложения, так и вопросов трудового стажа и перспектив, поскольку соответствующие национальные системы по существу закрыты для заявителей из других стран, включая страны-члены ЕС.

Обязательство поддерживать кадровые ресурсы и их мобильность базируется на понимании растущей потребности ученых в сильной международной составляющей их научной подготовки в связи с возрастанием сложности и взаимозависимости современной науки. Нет оснований считать, что подобный высокий уровень научной подготовки может быть достигнут только в США. Инвестиции в развитие кадровых ресурсов в науке и для науки путем поддержки мобильности являются важнейшим вкладом в выполнение задач ЕНП.

Подробнее...

Источник: http://ec.europa.eu/research/fp7/index_en.cfm?lg=en&pg=faq&sub=results&rpage=1

Что представляют из себя акции Мари Кюри - Программа "Кадры"?

Программа предоставляет широкие возможности для обучения, повышения квалификации и обмена опытом между научными сотрудниками разных стран мира независимо от возраста и области научных исследований. Мобильность сама по себе не является конечной целью, она является средством повышения качества научного труда и укрепления международного научно-технического сотрудничества. Обеспечивая возможность для обучения и работы в составе международных исследовательских коллективов в разных странах мира, мобильность способствует: лучшему использованию кадрового потенциала науки; развитию рынка труда исследователей; повышению привлекательности и конкурентоспособности научно-технической сферы; обмену научными знаниями и распространению результатов исследований.

Отличительной особенностью Программы Марии Кюри является ее открытость для участия исследователей: из третьих стран (в соответствии с терминологией, принятой в РП7, Россия относится к этой категории стран) т.е. государств, не являющихся членами ЕС и ассоциированными участниками РП7; без возрастных ограничений - как молодых, только начинающих научную карьеру ученых, так и опытных высококвалифицированных специалистов; из любых областей науки, в том числе социальных и гуманитарных. При этом особое одобрение получают проекты, объединяющие несколько научных дисциплин (многодисциплинарные) или академический сектор и промышленность (межотраслевые); из научных и образовательных учреждений, а также организаций предпринимательского сектора.

Структура

  • Создание сетей Марии Кюри (Marie Curie Networks) для обучения молодых исследователей, повышения навыков проведения исследований и оказания содействия для работы в известных научно-исследовательских коллективах;
  • Профессиональное обучение и развитие научной карьеры с помощью индивидуальных стипендий, международных, национальных и региональных программ софинансирования, что позволит квалифицированным ученым получить новые навыки, повысить свою мобильность и использовать новые знания в проведении научных исследований;
  • Международные стипендии для исследователей стран ЕС, уезжающих в другие государства и для исследователей, приезжающих в страны ЕС из других государств. Данная международная составляющая будет способствовать взаимовыгодному научному сотрудничеству между учеными ЕС и других стран;
  • Создание европейского рынка труда для исследователей позволит устранить препятствия для расширения европейской мобильности и развития научной карьеры.

Каковы условия участия российских организаций и отдельных ученых в программе "Кадры"?

В программе могут принимать участие

  •   ОРГАНИЗАЦИИ: вузы, научные учреждения, промышленные предприятия, в том числе малые и средние
  •   ИНДИВИДУАЛЬНО: ученые, преподаватели вузов, научные сотрудники со стажем и молодые специалисты

Для участия российских организаций открыты следующие направления:

Сети по обучению молодых исследователей, начинающих научную карьеру
Initial Training Networks

Сеть по обучению должна состоять как минимум из трех организаций (вузы, научные учреждения, промышленные предприятия, малые и средние предприятия научно-технической сферы, международные организации), находящихся в трех странах-членах ЕС или ассоциированных странах, 2 из которых должны быть из стран-членов ЕС.

Поддержка на обучение в рамках сети предоставляется молодым ученым, со стажем работы в научной сфере до 4 лет, на период от 3 до 36 месяцев; и квалифицированным ученым, со стажем работы в научной сфере свыше 4 лет или имеющим научную степень, на период от 3 до 24 месяцев. Также, в рамках сети может быть предусмотрена многократная поддержка высококвалифицированных ученых, специально приглашенных в сеть для проведения обучения, на период до одного месяца.

Сотрудничество между промышленностью и научным сообществом
Industry-academia pathways and partnerships

Консорциум должен состоять как минимум из двух организаций: с одной стороны, вузы и научные учреждения, с другой стороны промышленные предприятия, малые и средние предприятия научно-технической сферы из 2 стран-членов ЕС или ассоциированных стран, 1 из которых должен быть из страны-члена ЕС.

Поддержка предоставляется молодым ученым, со стажем работы в научной сфере до 4 лет, и квалифицированным ученым, со стажем работы в научной сфере свыше 4 лет или имеющим научную степень, на период от 3 до 24 месяцев, а также научно-исследовательскому управленческому персоналу.  

Международные стипендии для исследователей стран ЕС, уезжающих в другие государства
International Outgoing Fellowships for Career Development

Стипендии выделяются ученым из стран-членов ЕС или ассоциированных стран для работы в научных центрах, расположенных в странах за пределами ЕС, в том числе в России, с целью повышения их международной квалификации и применения полученного опыта в дальнейшей научно-исследовательской деятельности в стране ЕС, которая его командировала. Организацией в России, принимающей на стажировку иностранного ученого, может быть вуз, научно-исследовательский институт, международная организация или промышленное предприятие, активно ведущее научную деятельность.

Международные стипендии для исследователей, приезжающих в страны ЕС из других государств
International Incoming Fellowships

Стипендии предназначены для высококвалифицированных специалистов, приезжающих в страны ЕС из других стран с целью проведения научно-исследовательской работы и развития своей научной карьеры. Специалисты должны иметь стаж работы в научной сфере не менее 4-х лет или ученую степень. Тематика научной работы выбирается самим ученым совместно с приглашающей организацией из ЕС, с которой он заключает соглашение.

Как подготовить заявку на участие в программе "Кадры"?

Объявления о конкурсах (Calls for proposals/tenders) публикуются в журналах Official Journal of the European Commission, CORDIS focus и в электронной системе CORDIS. К каждому конкурсу (Calls for proposal) на сайте Marie Curie Actions прилагается специальный информационный пакет, определяющий цели и условия проводимых работ, критерии оценки проекта, сроки, необходимые документы и формы для заполнения с указанием адресов и способов их отправки. Оформляется заявка и предоставляется в Европейскую Комиссию в строго определенные сроки (см. Calls for proposal). Заявка может быть доставлена в Европейскую Комиссию несколькими способами (см. Руководство по оформлению заявки - Guide for proposers): по почте, курьером, через Интернет - с помощью Electronic Proposal Submission System (EPSS). Европейская Комиссия уведомляет участников конкурса о своевременном получении заявок (письменно по почте или по е-mail, также информация размещается на европейском сайте Marie Curie Actions - the list of received proposals) . Заявки, поступившие в Европейскую Комиссию после времени закрытия конкурса, указанного в официальном объявлении о конкурсе, к рассмотрению не принимаются. Заявки оцениваются независимыми экспертами и, если заявка получает высокую оценку, выносится решение о финансировании проекта. Всем участникам конкурса рассылаются письменные сообщения о результатах оценки заявки. Информация о предварительных результатах конкурса размещается на сайте Marie Curie Actions. Европейская Комиссия проводит переговоры с координаторами проектов, отобранных для финансирования, в ходе которых окончательно формируются рабочий и финансовый планы, закрепляются условия выполнения проекта. После успешного завершения переговоров оформляется и подписывается контракт с Европейской Комиссией на выполнение проекта.

Подробнее...

Часто задаваемы вопросы по программе "Кадры" 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.